Наверняка Вы слышали о том, что для снижения агрессии полезно поощрять ребенка бить подушки, сооруженный из одежды «замок» противника, бить боксерскую грушу. Взрослому в последнем варианте предлагается воображать, что на месте груши находится злой начальник или другой вызывающий негативные эмоции человек. Работает ли такой подход и полезен ли он? Отвечает психолог медцентра «Медиана» Татьяна Жадан.
Бить или не бить?
Бить что-то как выражение своей агрессии – одно из проявлений «метода катарсиса». Теоретически это метод основывается на предположении о том, что «выпускание пара» посредством энергичных, но не причиняющих никому вреда действий снижает уровень напряжения и уменьшает склонность прибегать к открытой агрессии против провоцирующих (или других) лиц. З. Фрейд в своей работе «Очерк о психоанализе» (1940) писал: «Сдерживание агрессии в целом является вредным для здоровья и ведет к заболеванию». И поворот «деструктивных влечений» во внешний мир «облегчает живые существа и действует на них благоприятно».
Многие считают, что сбросить напряжение и снизить агрессию помогают занятия агрессивными видами спорта, а также компьютерные или видеоигры со сценами насилия и убийства. В то же время большинство многолетних исследований катарсиса показывают, что такие техники не могут снизить агрессию и даже повышают вероятность агрессивного поведения.
Выводы ученых
Американские психологи Брэд Бушмэн, Рой Баумейстер и Анджела Стак в результате проведенного исследования пришли к выводу, что снижение агрессии может происходить в результате «самовыполняющегося пророчества». Люди ожидают, что битье условного «противника» поможет снизить агрессию и остудить – так и происходит. Людям становится легче, потому что они ожидали этого результата. Подпитке веры в силу «метода катарсиса» способствуют разделяемая в обществе убежденность в его эффективности и поддержка этого мнения в СМИ.
На этом открытия Бушмэна и коллег не закончились: оказывается, после применения «метода катарсиса» вспышка гнева не затухает. Рассерженные люди не выпускают свой гнев, когда колотят грушу, а подпитывают его. Привыкая к выпусканию пара, человек начинает от этого зависеть.
А если акты агрессии направлены непосредственно на человека, который нас спровоцировал? Удовлетворяет ли это нашу потребность в агрессии и, следовательно, снижает ли нашу тенденцию причинять этому человеку дальнейший вред? Эксперимент американского психолога Ричарда Грина и его коллег показал обратное: возможность излить свой гнев на человека увеличивает нашу недоброжелательность по отношению к этому человеку.
Если же человек берет тайм-аут, чтобы остыть, желание отомстить обидчику теряется.