В период полового созревания внешность подростка меняется, и это часто доставляет ему много огорчений. Как правильно вести себя родителям, чтобы помочь подростку преодолеть переживания по поводу своей внешности и научиться принимать себя таким, какой он есть? Советует психолог медцентра «Медиана» Татьяна Жадан.
По результатам исследования, проведенного группой зарубежных ученых, подростки с негативным телесным образом более склонны к социальной замкнутости, тревоге, депрессиям и даже суицидальному поведению, чем их сверстники, имеющие адекватную оценку собственного внешнего вида. Интересно, что большинство подростков, участвовавших в исследовании, вообще не имели заметных дефектов внешности. Проблема заключалась именно в их самооценке.
Неправильное отношение взрослых к внешности подростка может повлечь за собой развитие дисморфофобии. Термин был предложен итальянским психиатром и психологом Э. Морзелли для обозначения болезненного недовольства своей внешностью, отдельными чертами лица или фигуры, сопровождающегося депрессивным настроением и особенно характерного для подросткового и юношеского возраста.
Подростки зачастую скрывают свои переживания, и узнать о развитии дисморфофобии у ребенка можно только по внешним симптомам:
— «симптом зеркала» — подросток много времени проводит перед зеркалом, стараясь изучить свой «дефект» и научиться его маскировать, или избегает смотреть в зеркало,
— симптом фотографии — подросток упорно отказывается фотографироваться, даже для документов.
Считается, что более 80% подростков страдают дисморфофобией. В норме отдельные, эпизодические проявления дисморфофобии проявляются у подростков в связи с реальными незначительными недостатками внешности и с возрастом проходят.
Чем помочь?
1. Ребенок должен знать об особенностях своего возраста. Родители должны подготовить его, предлагая для прочтения литературу для подростков или беседуя по материалам книг для родителей.
2. Будьте осторожны и тактичны в высказываниях. Не выражайте досаду, наблюдая неуклюжие движения своего ребенка. Видя, как нелепо он одет, воздержитесь от замечания или же сделайте это в подходящее время мягкими, добрыми, дружескими словами в виде ненавязчивого предложения поразмыслить вместе над тем, как можно выглядеть красивее, стильнее и т.п. Будьте очень осторожны, чтобы не нанести подростку психологическую травму. Не показывайте свое разочарование, если ребенок выглядит не так, как Вам хочется. Ни в коем случае не подшучивайте над ребенком по поводу его внешности.
3. Если у подростка лишний вес, побеседуйте с ним о необходимости занятий спортом, помогите ему найти секцию по душе. Стоит отметить, что в городе существует достаточно бесплатных секций. Пересмотрите питание в семье, выбрав более полезный стиль питания.
4. Расскажите подростку, что, так как он уже практически взрослый, необходимо следить за кожей лица. Выберите вместе с ним (не за него, а вместе с ним) средства для умывания, тоник, увлажняющий крем для соответствующего возраста, возможно, специальное средство от прыщей. В каких-то случаях нужна будет консультация дерматолога или процедуры у косметолога (например, чистка лица). Особо следует напоминать ребенку, что угревая сыпь – это временное явление, с возрастом она пройдет, а уход за кожей и правильное питание могут значительно ее уменьшить.
5. Помогите подростку в улучшении внешности: предложите выбрать себе прическу и сходить к парикмахеру (или научиться делать ее дома). Не навязывайте свое решение, а тактично предложите выбрать из всех вариантов (и предложенных Вами, и ребенком) наилучший с его точки зрения. Возможно, длинной челкой подросток хочет скрыть прыщики на лбу, а длинными волосами – оттопыренные уши.
6. Расскажите подростку, как достигается «безупречная» внешность звезд и моделей на обложках журналов. Найдите в Интернете и покажите фото знаменитостей без макияжа, в повседневной одежде. Расскажите, как «убираются» прыщи на фото с помощью «Фотошопа».
7. Не обсуждайте чрезмерно в присутствии подростка внешние данные свои или окружающих. Это может способствовать фиксированности ребенка на внешности.
8. Найдите и почитайте вместе с ребенком биографии знаменитых людей – например, актеров, актрис, которые в детстве считали себя «гадким утенком», а некоторые и во взрослом возрасте не соответствуют общепринятым стандартам внешней красоты. Это не помешало им добиться успеха в жизни. Подчеркните, что внешняя красота, соответствие «модельным» критериям – это не залог успешной и счастливой жизни. Большую роль играют упорство, целеустремленность, прочие душевные качества и вообще внутренняя красота.
9. Постарайтесь создать условия, при которых подросток будет максимально занят. Участие в каком-то интересном виде деятельности даст ему возможность самоутверждаться и самореализовываться, что отвлечет его от переживаний по поводу своей внешности.
10. Любые успехи подростка – в учебе, в общении и не только — необходимо отмечать похвалой, которая поможет в формировании у него высокой самооценки.
11. Способствуют повышению самооценки положительные высказывания по поводу его внешности – какой он симпатичный, красивый, обаятельный, привлекательный, милый и т.п.
12. Необходимо учить подростка принимать себя таким, какой он есть, любить себя, ценить свою индивидуальность. Это могут сделать родители, которые сами к себе относятся так же.