В период полового созревания внешность подростка меняется, и это часто доставляет ему много огорчений. Как правильно вести себя родителям, чтобы помочь подростку преодолеть переживания по поводу своей внешности и научиться принимать себя таким, какой он есть? Советует психолог медцентра «Медиана» Татьяна Жадан.
По результатам исследования, проведенного группой зарубежных ученых, подростки с негативным телесным образом более склонны к социальной замкнутости, тревоге, депрессиям и даже суицидальному поведению, чем их сверстники, имеющие адекватную оценку собственного внешнего вида. Интересно, что большинство подростков, участвовавших в исследовании, вообще не имели заметных дефектов внешности. Проблема заключалась именно в их самооценке.
Неправильное отношение взрослых к внешности подростка может повлечь за собой развитие дисморфофобии. Термин был предложен итальянским психиатром и психологом Э. Морзелли для обозначения болезненного недовольства своей внешностью, отдельными чертами лица или фигуры, сопровождающегося депрессивным настроением и особенно характерного для подросткового и юношеского возраста.
Подростки зачастую скрывают свои переживания, и узнать о развитии дисморфофобии у ребенка можно только по внешним симптомам:
— «симптом зеркала» — подросток много времени проводит перед зеркалом, стараясь изучить свой «дефект» и научиться его маскировать, или избегает смотреть в зеркало,
— симптом фотографии — подросток упорно отказывается фотографироваться, даже для документов.
Считается, что более 80% подростков страдают дисморфофобией. В норме отдельные, эпизодические проявления дисморфофобии проявляются у подростков в связи с реальными незначительными недостатками внешности и с возрастом проходят.
Чем помочь?
1. Ребенок должен знать об особенностях своего возраста. Родители должны подготовить его, предлагая для прочтения литературу для подростков или беседуя по материалам книг для родителей.
2. Будьте осторожны и тактичны в высказываниях. Не выражайте досаду, наблюдая неуклюжие движения своего ребенка. Видя, как нелепо он одет, воздержитесь от замечания или же сделайте это в подходящее время мягкими, добрыми, дружескими словами в виде ненавязчивого предложения поразмыслить вместе над тем, как можно выглядеть красивее, стильнее и т.п. Будьте очень осторожны, чтобы не нанести подростку психологическую травму. Не показывайте свое разочарование, если ребенок выглядит не так, как Вам хочется. Ни в коем случае не подшучивайте над ребенком по поводу его внешности.
3. Если у подростка лишний вес, побеседуйте с ним о необходимости занятий спортом, помогите ему найти секцию по душе. Стоит отметить, что в городе существует достаточно бесплатных секций. Пересмотрите питание в семье, выбрав более полезный стиль питания.
4. Расскажите подростку, что, так как он уже практически взрослый, необходимо следить за кожей лица. Выберите вместе с ним (не за него, а вместе с ним) средства для умывания, тоник, увлажняющий крем для соответствующего возраста, возможно, специальное средство от прыщей. В каких-то случаях нужна будет консультация дерматолога или процедуры у косметолога (например, чистка лица). Особо следует напоминать ребенку, что угревая сыпь – это временное явление, с возрастом она пройдет, а уход за кожей и правильное питание могут значительно ее уменьшить.
5. Помогите подростку в улучшении внешности: предложите выбрать себе прическу и сходить к парикмахеру (или научиться делать ее дома). Не навязывайте свое решение, а тактично предложите выбрать из всех вариантов (и предложенных Вами, и ребенком) наилучший с его точки зрения. Возможно, длинной челкой подросток хочет скрыть прыщики на лбу, а длинными волосами – оттопыренные уши.
6. Расскажите подростку, как достигается «безупречная» внешность звезд и моделей на обложках журналов. Найдите в Интернете и покажите фото знаменитостей без макияжа, в повседневной одежде. Расскажите, как «убираются» прыщи на фото с помощью «Фотошопа».
7. Не обсуждайте чрезмерно в присутствии подростка внешние данные свои или окружающих. Это может способствовать фиксированности ребенка на внешности.
8. Найдите и почитайте вместе с ребенком биографии знаменитых людей – например, актеров, актрис, которые в детстве считали себя «гадким утенком», а некоторые и во взрослом возрасте не соответствуют общепринятым стандартам внешней красоты. Это не помешало им добиться успеха в жизни. Подчеркните, что внешняя красота, соответствие «модельным» критериям – это не залог успешной и счастливой жизни. Большую роль играют упорство, целеустремленность, прочие душевные качества и вообще внутренняя красота.
9. Постарайтесь создать условия, при которых подросток будет максимально занят. Участие в каком-то интересном виде деятельности даст ему возможность самоутверждаться и самореализовываться, что отвлечет его от переживаний по поводу своей внешности.
10. Любые успехи подростка – в учебе, в общении и не только — необходимо отмечать похвалой, которая поможет в формировании у него высокой самооценки.
11. Способствуют повышению самооценки положительные высказывания по поводу его внешности – какой он симпатичный, красивый, обаятельный, привлекательный, милый и т.п.
12. Необходимо учить подростка принимать себя таким, какой он есть, любить себя, ценить свою индивидуальность. Это могут сделать родители, которые сами к себе относятся так же.
Наверняка Вы слышали о том, что для снижения агрессии полезно поощрять ребенка бить подушки, сооруженный из одежды «замок» противника, бить боксерскую грушу. Взрослому в последнем варианте предлагается воображать, что на месте груши находится злой начальник или другой вызывающий негативные эмоции человек. Работает ли такой подход и полезен ли он? Отвечает психолог медцентра «Медиана» Татьяна Жадан.
Бить или не бить?
Бить что-то как выражение своей агрессии – одно из проявлений «метода катарсиса». Теоретически это метод основывается на предположении о том, что «выпускание пара» посредством энергичных, но не причиняющих никому вреда действий снижает уровень напряжения и уменьшает склонность прибегать к открытой агрессии против провоцирующих (или других) лиц. З. Фрейд в своей работе «Очерк о психоанализе» (1940) писал: «Сдерживание агрессии в целом является вредным для здоровья и ведет к заболеванию». И поворот «деструктивных влечений» во внешний мир «облегчает живые существа и действует на них благоприятно».
Многие считают, что сбросить напряжение и снизить агрессию помогают занятия агрессивными видами спорта, а также компьютерные или видеоигры со сценами насилия и убийства. В то же время большинство многолетних исследований катарсиса показывают, что такие техники не могут снизить агрессию и даже повышают вероятность агрессивного поведения.
Выводы ученых
Американские психологи Брэд Бушмэн, Рой Баумейстер и Анджела Стак в результате проведенного исследования пришли к выводу, что снижение агрессии может происходить в результате «самовыполняющегося пророчества». Люди ожидают, что битье условного «противника» поможет снизить агрессию и остудить – так и происходит. Людям становится легче, потому что они ожидали этого результата. Подпитке веры в силу «метода катарсиса» способствуют разделяемая в обществе убежденность в его эффективности и поддержка этого мнения в СМИ.
На этом открытия Бушмэна и коллег не закончились: оказывается, после применения «метода катарсиса» вспышка гнева не затухает. Рассерженные люди не выпускают свой гнев, когда колотят грушу, а подпитывают его. Привыкая к выпусканию пара, человек начинает от этого зависеть.
А если акты агрессии направлены непосредственно на человека, который нас спровоцировал? Удовлетворяет ли это нашу потребность в агрессии и, следовательно, снижает ли нашу тенденцию причинять этому человеку дальнейший вред? Эксперимент американского психолога Ричарда Грина и его коллег показал обратное: возможность излить свой гнев на человека увеличивает нашу недоброжелательность по отношению к этому человеку.
Если же человек берет тайм-аут, чтобы остыть, желание отомстить обидчику теряется.
Взрослые, осведомлённые об особенностях физического развития в этом отрезке жизни, смогут рассказать своему сыну или дочери, что и почему происходит, и подготовить его к бурному и неравномерному развитию организма.
«Скачок роста»
В переходном возрасте физическое развитие подростков происходит ускоренными темпами – так называемый «скачок роста», который обычно длится два года. У всех подростков он наблюдается в разное время: у кого-то может начаться в 9 лет, у кого-то – в 14. И то, и другое является разными вариантами нормального развития.
У девочек, в среднем, скачок роста начинается на 1,5-2 года раньше, как и, в общем, физическое созревание. Поэтому в раннем подростковом возрасте девочки бывают выше своих сверстников-мальчиков.
70-80 лет назад «скачок роста» у подростков начинался и заканчивался раньше, чем у нынешних детей: на рубеже XIX-XX веков девочки прекращали расти к 18-19 годам, а сегодня — к 16. По росту за последнее столетие человечество выросло на 6-9 см. Современная здоровая девочка обычно на 1,3-2,5 см выше, чем ее мать. В конце прошлого века рост мужчины достигал окончательной отметки к 23-25 годам, а сегодня юноши прекращают расти в 18 лет. Изменился и среднестатистический размер обуви мужчины – с 39-го два поколения назад на 42-43-й сегодня. Все эти данные позволяют ученым говорить о том, что в настоящее время процесс роста человека ускоряется.
Рост тела подростков происходит неравномерно – руки и ноги удлиняются быстрее, чем расширяются плечи, рост скелета опережает развитие мускулатуры. Отсюда – временная непропорциональность, «угловатость» во внешности, вызывающая массу огорчений у ребенка.
В 9-11 лет происходит усиленное накопление жировых отложений в организме – как бы «накопление сил» для последующего интенсивного роста, после начала которого жировая прослойка вновь уменьшается. Как у мальчиков, так и у девочек жир откладывается в области груди; в дальнейшем у девушек он сохраняется, а у парней этот процесс носит временный характер.
Начало менструаций у девочек. Первые поллюции у мальчиков
У большинства девушек менструации начинаются в 12-13 лет, хотя возраст наступления первой менструации – менархе — может очень варьировать. Ученые выяснили, что запуск менархе происходит при определенном минимальном запасе жира в организме. Наблюдения за подростками-атлетами и балеринами с продолжительным и напряженным графиком тренировок показали, что у них имеет место задержка менархе или прерывающиеся менструации. Считается, что это происходит из-за недостаточного количества жира в организме.
У некоторых девушек месячные остаются нестабильными в течение нескольких лет, прежде чем стать регулярными и предсказуемыми.
Первые поллюции мальчики часто воспринимают как болезнь, поэтому родителям, лучше всего отцу, надо поговорить с сыном об этом явлении еще до его появления, объяснить, что возникновение поллюций сопровождает превращение из мальчика в мужчину, что этого не надо пугаться и стесняться, что поллюции могут повторяться довольно часто и непроизвольно, а могут и прекратиться со временем.
Обычно вначале месячные циклы девочки происходят без овуляции, т.е. не происходит выхода зрелой, способной к оплодотворению яйцеклетки из яичника. У большинства мальчиков первые сперматозоиды появляются в эякуляте к 14 годам. В силу названных причин период после первой менструации или эякуляции у большинства девочек и мальчиков считается периодом раннего подросткового бесплодия. Тем не менее, врачи не рекомендуют использовать эти особенности в качестве метода контроля рождаемости. У некоторых мальчиков выработка сперматозоидов начинается уже на ранних стадиях пубертата, и даже первый эякулят может содержать живые сперматозоиды. Таким образом, мальчики в этом возрасте уже должны знать, что они могут сделать девочку беременной.
Девочкам необходимо ясно показать задачу, которую выполняет менструация. Мальчикам тоже полезно понимать процессы, которые происходят в женском организме. Когда в животе мамы – в матке – находится зародыш (маленький человек), всё, что ему необходимо для жизни — кислород, пища и многие химические вещества — доставляются в матку автоматически через кровь матери. Но матка не знает, когда в ней возникнет новая жизнь, и каждый месяц на всякий случай готовится принять в себя зародыш: кровеносные сосуды матки насыщаются кровью. Если женщина в этом месяце не забеременела, запасы крови становятся ненужными и выходят наружу через отверстие, из которого на свет появляются дети.
Изменение голоса
Рост гортани и увеличение голосовых связок вызывают изменение голоса и у девушек, и у парней, но именно мальчики больше переживают по этому поводу, т.к. в течение нескольких месяцев, пока не завершится процесс развития голосовых связок, голос может срываться на писк и на визг, дрожит и колеблется.
Прыщи или угри на лице
Повышенная активность жировых желез на лице может привести к тому, что поры на лице забиваются, вследствие чего появляются прыщи или угри. В таком случае может быть полезна помощь дерматолога-косметолога . Если же прыщи возникают вследствие нарушения выработки гормонов, необходима консультация эндокринолога .
Запах тела
В этот период развивается новый вид потовых желез, вызывающий более сильный запах тела.
Быстрая утомляемость, или недостаток энергии
Тело подростка тратит много энергии на процесс роста, поэтому для другой активности, бывает, не остается сил. Это нормальное проявление подросткового возраста, которое со временем пройдет. Для того чтобы помочь организму в этот период, совершенно необходимо больше спать и отдыхать и правильно, сбалансированно питаться. Если тело ребенка будет недополучать необходимые витамины, минералы и протеины, могут возникнуть заболевания и другие физические проблемы.
Рост сердца
Еще одной причиной слабости и легкой утомляемости, особенно при физических нагрузках, является отставание развития сердечнососудистой системы от общих темпов развития. В таких случаях может отмечаться склонность к обморокам при перегревании или резком изменении положения тела. Некоторые родители считают это проявлением болезни сердца и стараются оградить ребенка от любых физических нагрузок. Это ошибочное мнение. Только систематические физические упражнения, спорт, труд будут способствовать гармоничному развитию системы кровообращения.
Важно избегать сочетания больших умственных нагрузок с малоподвижным образом жизни, что в результате со временем может привести к заболеваниям. Избежать негативных последствий поможет соблюдение разумного режима дня и спорт.
Перепады настроения
Гормональная перестройка в организме становится причиной нестабильности эмоционального фона, а перепады сосудистого тонуса обуславливают резкую смену настроений. Настроение может за короткое время меняться от бодрости и веселости до пассивности и плаксивости.
Новый образ своего физического «Я»
Процесс роста вызывает у ребенка концентрацию на физических аспектах своего «Я». Достоинства и недостатки своей внешности оцениваются подростками слишком строго. Отклонение внешности от общепринятых норм, действительные или мнимые изъяны становятся причиной значительного снижения самооценки, чувства собственной значимости, появления тревожности, эмоциональной напряженности, что влияет на внимание, мотивацию и способность сосредотачиваться на учебной деятельности.
Девочки излишне концентрируются на весе потому, что волнуются, как их воспримет общество. Многие нормальные, даже худощавые девочки считают, что у них избыточный вес, что часто приводит к нарушениям питания (нервной анорексии или булимии). Известно, что многие больные анорексией становятся, как правило, жертвами пропаганды западной культурой стройности и ее влияния на женскую привлекательность.
Большую роль в формировании позитивного образа физического «Я» играет семья. Ученые установили, что наличие позитивного образа тела у девочек прямо связано с тем, удовлетворены ли их матери своим образом тела. Если дома подросток будет слышать о том, что стройность прекрасна, а полнота отвратительна, если над девочкой будут надсмехаться по поводу пары набранных килограммов, если над внешностью ребенка, пусть даже беззлобно, будут подшучивать, это может затруднить его адаптацию к физическим изменениям, привести к развитию негативного образа физического «Я» или вызвать нервное расстройство.
Тревоги, сомнения, непонимание, проблемы в личной жизни и на работе бывают у каждого. И далеко не все умеют решать их самостоятельно. Посмотрите, сколько грустных, озлобленных и просто пьяных людей на улицах города! Сколько рассказов в соцсетях и на форумах о несчастной любви и непонимании! Почему все эти люди даже не пытаются найти психолога?
Мы провели опрос «Вконтакте», в какой ситуации люди обратились бы к психологу. Оказалось, 13% пришли бы к психологу при отсутствии смысла, радости в жизни. 12% — в случае проблем в личной жизни, еще 12% — при унынии, депрессии. 8% назвали поводом обращения к психологу неуверенность, низкую самооценку. Но большинство, 34%, ответили, что не пошли бы к психологу вообще! ПОчему люди не верят в профессиональную помощь психолога? Мешают мифы и заблуждения по отношению к психологам, считает психолог медцентра «Медиана» Татьяна Жадан
17.01.2013, интервью на «Радио-Три» на тему «Мифы о психологах. Почему люди не всегда доверяют психологам»
Мозг человека… На планете Земля нет ничего более сложного. …Тайна, «святая святых» человеческого организма, «черный ящик», «вторая Вселенная»… Сможем ли мы до конца разгадать его загадки? Как заставить мозг работать лучше и сохранить рабоспособность мозга?
Как работает мозг
С начала изучения «главного управляющего» человеческим телом открытия в этой области продолжают удивлять научное сообщество. Нейробиологи выявили простоту и строгий порядок в строении человеческого мозга. Оказывается, белое вещество в мозге расположено в виде трехмерной сети, где волокна направлены перпендикулярно друг другу. Такое переплетение очень напоминает простую ткань, но в отличие от нее, переплетение в мозге происходит в трех, а не в двух измерениях.
Ученые из Института мозга человека Российской АН называют деление мозга на чётко разграниченные участки, каждый из которых „отвечает“ за свою функцию (это зона сгибания мизинца, а это зона любви к родителям), устаревшими данными. Такие выводы основывались на простых наблюдениях: если данный участок повреждён, то и функция его нарушена. Со временем стало ясно, что всё более сложно: нейроны внутри зон мозга взаимодействуют очень сложно и нельзя осуществлять везде чёткую „привязку“ высшей функции к области мозга. Можно сказать, что эта область имеет отношение к речи, к памяти, к эмоциям. А сказать, что этот нейронный ансамбль мозга (не кусочек, а широко раскинутая сеть) и только он отвечает за восприятие букв, а этот — слов и предложений, пока нельзя. То есть и после травм можно заставить мозг работать.
Японские ученые выявили, что человек ничего не забывает. Все, что мы когда-либо видели, слышали, ощущали, хранится, как в банке данных, в височных долях серого вещества. По мнению академика Натальи Бехтеревой, в моменты между жизнью и смертью, когда в памяти как бы раскручивается кинолента, но только в обратную сторону, и человек видит свою жизнь до самого детства, мозг в экстремальной ситуации ищет в жизненном опыте схожие моменты, чтобы найти единственно верное решение для спасения организма.
Ученые Института имени В.М. Бехтерева под руководством профессора В.Б. Слезина открыли четвертое состояние сознания человека – «медленное» или молитвенное бодрствование. До этого были известны три состояния – два для сна (медленный и быстрый сон) и одно для бодрствования, что показалось ученым картиной, в которой не хватает какого-то элемента. По мнению ученых, четвертое состояние мозга столь же необходимо человеку, как и три остальных. Отсутствие одного из них нарушает гармоническое развитие человека, приводит к болезни и деградации. Когда в жизни человека нет необходимого для него четвертого физиологического состояния мозга, нет молитвы, происходят серьезные негативные процессы.
Ученые МГУ разработали прибор, который считывает биопотенциалы мозга и передает их внешнему устройству, которым мозг таким образом управляет. То есть ученые научились читать мысли человека.
На сегодняшний день установлено, что головной мозг знает ответ на вопрос, решение задачи или проблемы примерно за 20 секунд до того, как человек скажет, что готов ответить. То есть мозг на несколько секунд раньше, чем сознание, знает, как человек будет действовать.
В интересном эксперименте Р.МакКлири и Р.Лазарус (1949 г.) подтвердили факт того, что человек реагирует на информацию, предъявляемую со скоростью, намного превышающей возможность узнавания.
Д.Сомек и Дж.Уайлинг (1973 г.) выявили, что на сознание человека влияют те процессы, которые он не осознает. Другими словами, в мозг попадает гораздо больше информации, чем человек считает. И, хотя эта информация не осознается, но она напрямую влияет на сознательные процессы
В экспериментах было показано (Михалевская М.Б, 1981 г.), что человек реагирует на очень тихие звуки (на 6-12 дБ ниже порогового значения). Т.е. человек свято уверен, что ничего не слышал, однако реакция организма показывает, что звук дошел до мозга и был им воспринят. Человек не только видит то, чего не осознает, но и слышит.
Регулярное моление снижает частоту дыхания и нормализует волновые колебания головного мозга, способствуя процессу самоизлечения организма. Верующие люди ходят на 36% реже к врачу, чем остальные.
Точно установлено, что человек использует от 5 до 10 процентов своих интеллектуальных возможностей.
Сохранить работоспособность мозга
Ученые из университета Тафтса (США) установили, что сохранить здравый рассудок можно даже в преклонном возрасте, если вести здоровый образ жизни и обеспечивать надлежащее медицинское обслуживание. Для сохранения здоровья мозга необходимо:
поддерживать физическую активность (чтоб его клетки получали достаточное количество всех необходимых питательных веществ),
постоянно усваивать новую информацию (читать, решать кроссворды, изучать языки и т.п.),
употреблять в пищу больше овощей и фруктов (особенно важны для развития мозга витамины С и антиоксиданты),
контролировать артериальное давление (которое наносит вред сосудам головного мозга).
На конференции Американской Ассоциации Развития Науки в 2012 году ученые сообщили, что знать много языков очень полезно для мозга. Когда человеку нужно периодически переключаться с одного языка на другой, он таким образом постоянно тренирует свой мозг. И это не приходится делать тем, кто разговаривает лишь на одном языке.
Исследователи Медицинской Школы при Университете IU (США) обнаружили, что жестокие видеоигры отрицательно влияют на работу зон мозга, ответственных за управление агрессивным поведением и чувствами, и приводят к изменению поведения человека.
«Я очень ревнивая. Замужем уже 5 лет, ревную мужа к любой девушке. Мы ссоримся, скандалы, оскорбления. И вот недавно случай: пошел он в тренажерный зал и там, естественно, была девушка. Он не общался с ней, но меня накрыло. Мы поссорились. Что делать?»
Как избавиться от ревности, советует псхолог Татьяна Жадан:
Важно понять, что ревность – это такое чувство, которое разрушает любовь между вами. Ведь если в общении с Вами Вашего мужчину постоянно ожидают подозрения, скандалы, упреки, недовольство, ему будет некомфортно и тяжело. Если он будет сравнивать Вас с другими женщинами, картина, конечно же, сложится не в Вашу пользу, и в такой ситуации возникает большой риск возникновения романа на стороне. Т.е. своими постоянными подозрениями, попытками контролировать супруга, уличить в грехах, которых он не совершал, Вы и ведете Ваш семейный «корабль» к краху.
Ревность – опасное чувство. Существует статистика, свидетельствующая о том, что на почве ревности осуществляется каждое девятое убийство. Если же этого, слава Богу, не произошло, и семья цела, то страдает сам ревнивец, т.к. от длительных сильных стрессов возникают психосоматические заболевания.
Да и вообще прежде радостный, нормальный человек теперь становится совсем другой личностью: он пытается контролировать каждый шаг своего супруга, постоянно звонит ему, унижается до подслушивания разговоров и тайного просмотра его смс-ок и электронной почты.
Ревность может возникать по нескольким причинам:
1) если супруг дает повод для этого (но, как явствует из Вашего письма, это не ваш случай); 2) Вы ревнуете, потому что у Вас не достает доверия к Вашему мужчине, т.е. где-то в глубине души Вы допускаете, что он может поступить непорядочно по отношению к Вам, что его любовь не настолько сильна; 3) вы несколько отдалились друг от друга – будучи заняты делами, работой, недостаточно уделяли внимания своему партнеру; 4) возможно, у Вас низкая самооценка и Вы боитесь, что другая женщина покажется Вашему любимому интереснее, чем Вы; 5) и др. причины. Итак, что же делать? 1) Со стороны мужчины должна быть твердая позиция не воспринимать никого, кроме своей второй половины, в качестве даже потенциальной партнерши. Таким образом, он не будет давать поводов для ревности. Очень важно оговорить это вместе с супругом. Если в чем-то он это правило нарушает, совершенно нормально с Вашей стороны поговорить с ним и попросить не делать нечто, что выходит за рамки простого общения с какой-либо женщиной. В то же время соблюдение этого правила для мужчины будет гарантией того, что в его жизни не будет такой ошибки как измена.
2) Подозрительность – это враг любых отношений, дружеских, семейных, профессиональных. Она их разрушает. Сделайте шаг навстречу своему мужчине и поверьте ему, его словам, ведь его слова о верности Вам – это и признание в любви.
3) Жена Николая II царица Александра Федоровна в своих дневниках писала: «Еще один важный элемент в семейной жизни — это единство интересов. Ничто из забот жены не должно казаться слишком мелким, даже для гигантского интеллекта самого великого из мужей. С другой стороны, каждая мудрая и верная жена будет охотно интересоваться делами ее мужа. Она захочет узнать о каждом его новом проекте, плане, затруднении, сомнении. Она захочет узнать, какое из его начинаний преуспело, а какое — нет, и быть в курсе всех его ежедневных дел. Пусть оба сердца разделяют и радость и страдание. Пусть они делят пополам груз забот. Пусть все в жизни у них будет общим. Им следует вместе ходить в церковь, молиться рядом, вместе приносить к стопам Бога груз забот о своих детях и обо всем дорогом для них. Почему бы им не говорить друг с другом о своих искушениях, сомнениях, тайных желаниях и не помочь друг другу сочувствием, словами ободрения? Так они и будут жить одной жизнью, а не двумя. … Бойтесь малейшего начала непонимания или отчуждения». Больше см. http://www.liveinternet.ru/users/olgafov/post243755467/ , http://www.liveinternet.ru/users/3575290/post262709616/ .
4) Если у Вас низкая самооценка, определите, в чем именно Вы в себе не уверены и работайте над этим: займитесь внешностью, самообразованием, найдите работу лучше, и т.д. Всё в Ваших руках! Желаю вам взаимопонимания и любви!